Планета детства

Самообразование "Театр как средство формирования связной речи дошкольников"

 План работы по самообразованию

Пояснительная записка: В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка? » В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка. Именно поэтому я и выбрала эту тему самообразования.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии связной речи детей с помощью театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Изучить и обобщить литературу по проблеме использования 

театрализованной деятельности в развитии речи детей.

2. Описать формы и методы работы с детьми и родителями.

3. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;

4. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными видами театров, способствующей становлению театрализованной деятельности и развитию связной речи дошкольников.

5. Внедрить систему работы, распространение положительного опыта.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить воспитательный процесс.

Форма отчета по проделанной работе: выступления на педагогических часах ДОУ, подготовка материалов-публикаций для образовательных сайтов, выступления детей в других группах ДОУ, участие в тематических праздниках, отчетный показ по итогам года.

 

№ п/п

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Изучение педагогической литературы по данной теме;

Составление библиографии.

Подбор педагогической литературы; Пополнение литературного уголка; 

Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».

Октябрь

Создать развивающую среду в театрализованном уголке, способствующую речевому развитию дошкольников.

Пополнение театров и атрибутов.

Изготовление костюмов, масок и т.д.

Создание картотеки «Этюды»

Ноябрь

Познакомиться с процессом взаимодействия театрализованной деятельности и развития связной речи детей.

Показ сказки «Лиса и журавль»;

Консультация для родителей «Развитие речи детей в театрализованной деятельности».

Декабрь

Изучить методы, приемы работы по развитию речи старших дошкольников через театрализованную деятельность.

 Консультация «Развитие коммуникативных навыков дошкольников с помощью театрализованной деятельности»

Январь

Познакомиться с особенностями развития связных монологических высказываний дошкольников с помощью разучивания инсценировок.

Показ инсценировки сказки «Снегурочка»;

Февраль

Определить педагогические условия развития связной монологической речи через обыгрывание театрализованных постановок.

Постановка сказки «Маша и медведь»;

Игры с настольными театрами «Три медведя».

Март

Уточнить какую роль играют игры-драматизации в развитии речи детей.

Изготовление атрибутов к сказке «Красная шапочка».

Апрель

Организовать показ драматизации сказки

Показ сказки «Красная шапочка» детям младших групп. (Дети, воспитатель и музыкальный работник).

Май

Обобщить полученные результаты по проделанной работе.

Отчёт о проделанной работе на педсовете.

Оформление стенда с фотографиями «Наш театр».

Список литературы:

1. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2009. - №7. – С. 66-70.

2. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.

3. С. В. Сигуткина " Рекомендации к организации театрализованных игр".

4. Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева " Театрализованная игры в детском саду".

5. «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой, Москва, «Школьная пресса» 2004

6. Э. Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников». Москва «Владос» 2003.

30 ноября 2016 в 22:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.