Планета детства

Консультация для родителей

                                                         ШЕСТЬ ИЛИ СЕМЬ?

ГОТОВ ИЛИ НЕ ГОТОВ?

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Но существуют и вполне конкретные критерии «школьной зрелости»:

1. Владеет ли ребенок понятиями правый-левый, вверх-вниз?

2. Способен ли ребенок к простейшей классификации?

3. Может ли угадать концовку истории?

4. Может ли удержать в памяти сразу три указания?

5. Имеет ли ребенок достаточный жизненный опыт (бывал ли он в музее, зоопарке, театре)?

6. Есть ли у ребенка хобби?

7. Может ли ребенок назвать окружающие его предметы и объяснить их назначение (скажем, для чего нужен пылесос)?

8. В состоянии ли ребенок рассказать какой-нибудь случай?

9. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре?

10. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?

11. Соблюдает ли ребенок очередность в коллективе детей?

12. Способен ли он слушать не перебивая?

13. Способен ли он сидеть спокойно в течение некоторого времени?

14. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книгу самостоятельно?

Это примерный перечень умений и навыков, без которых обучение в школе может быть крайне затруднительным.

ПЕРВЫЙ ЭКЗАМЕН

Для того чтобы быть зачисленным в школу, ребенок совсем не обязан проходить какие-либо испытания. Даже если в школе нет мест, ребенка обязаны принять, если он живет рядом. Экзамен или собеседование проводится только после того, как ребенок зачислен в школу, и никоим образом не может служить основанием для отказа. Его цель – познакомиться с будущим учеником. Таковы наши законы. Однако на практике все обстоит по-другому. Поэтому к экзамену ребенка нужно готовить. Прежде повторите полный адрес, имена-отчества родителей, бабушек и дедушек, времена года, дни недели, выучите с ребенком небольшое стихотворение. Присутствующий на экзамене психолог может попросить ребенка составить рассказ по картинке. Найти сходства – различия между предметами, нарисовать человека или дом, задать вопрос типа: «Что ты будешь делать, если у тебя отобрали игрушку?». Но не переусердствуйте в подготовке. Очень часто бывает, что вполне подготовленный ребенок не в состоянии выдавить из себя ни слова и производит удручающее впечатление из-за стресса, который создают сами родители. Лучше превратите экзамен в праздник: нарядная одежда и подарок после сдачи может ободрить даже самого нерешительного. И помните, если вы услышите нелестные отзывы о вашем малыше, не спешите расстраиваться – любой поверхностный взгляд, даже профессиональный, не всегда объективен.

ЧЕМУ И КАК НАДО УЧИТЬ

Ну а теперь можно и заняться подготовкой к школе. Не спешите ребенка учить хорошо читать, писать, и считать – школа это сделает лучше вас. Займитесь лучше его речью. Речь развивается параллельно с мышлением, поэтому чем богаче она будет, тем сильнее будут мыслительные способности. Разучивание песенок и стихов поможет развить память. Чтобы ребенок легко овладел письмом, необходимо тренировать мелкую мускулатуру рук – лепка из пластилина и рисование карандашами (но не фломастерами) за пару месяцев подготовит любую руку к письму. Научите ребенка писать так называемый графический диктант. На клетчатом листе под вашу диктовку ребенок должен нарисовать узор (например, вы диктуете: «клеточка вверх, вправо, две вниз, одна вправо, две вверх и т.д.»). Это упражнение развивает руку, пространственные представления, внимание и учит выполнять задания на слух.

Чтобы математика стала для ребенка любимым предметом, необходимо уметь ориентироваться в числовом ряде. Нарисуйте на листе ватмана числа от 1 до 100. Десятки выделите красным. Теперь попросите ребенка загадать любое число и мысленно отметить его на числовом ряде. После чего задавайте ребенку вопросы типа: «Твое число больше 50? Меньше 20?» и т.д. Теперь поменяйтесь ролями, пусть ребенок отгадывает загаданное вами число.

Кроме этого научите ребенка классификации (раскладывать предметы или картинки по сортам, что к чему подходит, придумывая различные признаки: все съедобное, все красного цвета, все большое, все острое и т.д.).

Эти упражнения, которые вполне сойдут за спокойные вечерние игры, со стопроцентной гарантией создадут фундамент для успешной учебы вашего ребенка.

Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школьному обучению?

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух.

По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он утверждает, что деревья зимой умирают, можно вместе с ним срезать веточку и поставить в комнате. Через некоторое время на ней появятся листочки.

Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например. Предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает. других одобряет и др.

Особое место в подготовке детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками – грамотой, счетом, решением арифметических задач. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Важно, чтобы ребенок умел слышать звуки слова, осознавать его звуковой состав. Чтение должно быть слитным или по слогам. Побуквенное чтение затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать.Так же обстоит дело и со счетом – умение считать окажется полезным, если оно опирается на понимание математических отношений, значения числа и бесполезным, если этот навык усвоен механически.

Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребенка.

Как правило, родителей будущего первоклассника волнует
множество вопросов: сможет ли их ребенок  учиться в школе,
достаточно ли развит, что должен уметь накануне
поступления в школу.

С помощью этого теста вы можете достаточно
объективно оценить подготовленность ребенка к школе.
Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».

1 .Часто ваш малыш заявляет о своем желании идти в
школу?______

2.Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы
(портфель, книги, новое «взрослое » положение), чем
возможность больше узнать и многому научиться?_____

     3.  Считаете ли вы, что ваш ребенок достаточно усидчив и
внимателен при выполнении не слишком привлекательного
для него задания?_____

4.Общителен ли ваш ребенок, как с детьми, так и с
взрослыми?_____

5. Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное
поручение (например, по телефону)?________

6.Может ли побыть один и заняться чем-либо
самостоятельно?__________

7.Как относится к игрушкам и личным вещам (всегда
убирает их или вы устали напоминать ему об этом)?

8.Умеет ли считать до 20 и обратно?_______

9.Может ли сравнивать числа и предметы?______

10.Способен ли складывать и вычитать в пределах 20?______

11 .Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)?______

     12.Умеет ли выделять существенные признаки в
предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?_____

13.Может ли объединить одним словом понятия одного

вида, рода, характера (например, назвать одним словом
«обувь» слова «сапоги», «туфли», «ботинки»)?______

14.Сможет ли придумать к предложенному слову слова с
противоположным смыслом (например, «жарко» — «холодно»)?_____

15.Умеет ли составлять рассказ по картинкам?______

16.3нает ли буквы и умеет ли читать по слогам?______

17.Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (С
трудом и без всякого удовольствия.)______

18.Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой?_____

19.Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?______

20.Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или
рисовать?______

21 .Рисунки вашего ребенка, как правило, неаккуратны,
размашисты и не завершены?_____

22.Может ли без особого труда собрать разрезанную на
несколько частей картинку?______

23.Может ли придумать слово к предложенному слову
так, чтобы они были связаны по смыслу (например, «дерево
— ветки», «книга — страницы»)?______

24.Считаете ли вы, что ваш малыш нелюбознателен и
плохо осведомлен?______

Интерпретация

Соотнесите свои ответы с ключом:

—если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14,
15,16, 18, 19, 20, 22, 23 ответили «да», то за каждый ответ
начислите по одному баллу;

—если на вопросы 2,6,7, 17,21, 24 ответили «нет», то
начислите за каждый ответ еще по одному баллу.

Подсчитайте общее количество баллов. Если оно
составляет:

   20—24 балла, то поздравляем! Ваш ребенок готов к
школе, ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал
интерес к школе и получению новых знаний.

15—19 баллов — вам следует уделить больше внимания
своему малышу, содержание вопросов либо задания в них
помогут вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребенок почти готов к школе.


   14 баллов и менее — лучшим советом для вас будет
поговорка: «Терпение и труд все перетрут». Ваш малыш
ждет помощи сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в
развивающие, занимательные игры, путешествуйте по
страницам книг. Все это поможет ребенку достигнуть
успеха и пойти в школу подготовленным.

27 апреля 2017 в 22:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.