Планета детства
Консультация для родителейШЕСТЬ ИЛИ СЕМЬ? ГОТОВ ИЛИ НЕ ГОТОВ? Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Но существуют и вполне конкретные критерии «школьной зрелости»: 1. Владеет ли ребенок понятиями правый-левый, вверх-вниз? 2. Способен ли ребенок к простейшей классификации? 3. Может ли угадать концовку истории? 4. Может ли удержать в памяти сразу три указания? 5. Имеет ли ребенок достаточный жизненный опыт (бывал ли он в музее, зоопарке, театре)? 6. Есть ли у ребенка хобби? 7. Может ли ребенок назвать окружающие его предметы и объяснить их назначение (скажем, для чего нужен пылесос)? 8. В состоянии ли ребенок рассказать какой-нибудь случай? 9. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре? 10. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми? 11. Соблюдает ли ребенок очередность в коллективе детей? 12. Способен ли он слушать не перебивая? 13. Способен ли он сидеть спокойно в течение некоторого времени? 14. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книгу самостоятельно? Это примерный перечень умений и навыков, без которых обучение в школе может быть крайне затруднительным. ПЕРВЫЙ ЭКЗАМЕН Для того чтобы быть зачисленным в школу, ребенок совсем не обязан проходить какие-либо испытания. Даже если в школе нет мест, ребенка обязаны принять, если он живет рядом. Экзамен или собеседование проводится только после того, как ребенок зачислен в школу, и никоим образом не может служить основанием для отказа. Его цель – познакомиться с будущим учеником. Таковы наши законы. Однако на практике все обстоит по-другому. Поэтому к экзамену ребенка нужно готовить. Прежде повторите полный адрес, имена-отчества родителей, бабушек и дедушек, времена года, дни недели, выучите с ребенком небольшое стихотворение. Присутствующий на экзамене психолог может попросить ребенка составить рассказ по картинке. Найти сходства – различия между предметами, нарисовать человека или дом, задать вопрос типа: «Что ты будешь делать, если у тебя отобрали игрушку?». Но не переусердствуйте в подготовке. Очень часто бывает, что вполне подготовленный ребенок не в состоянии выдавить из себя ни слова и производит удручающее впечатление из-за стресса, который создают сами родители. Лучше превратите экзамен в праздник: нарядная одежда и подарок после сдачи может ободрить даже самого нерешительного. И помните, если вы услышите нелестные отзывы о вашем малыше, не спешите расстраиваться – любой поверхностный взгляд, даже профессиональный, не всегда объективен. ЧЕМУ И КАК НАДО УЧИТЬ Ну а теперь можно и заняться подготовкой к школе. Не спешите ребенка учить хорошо читать, писать, и считать – школа это сделает лучше вас. Займитесь лучше его речью. Речь развивается параллельно с мышлением, поэтому чем богаче она будет, тем сильнее будут мыслительные способности. Разучивание песенок и стихов поможет развить память. Чтобы ребенок легко овладел письмом, необходимо тренировать мелкую мускулатуру рук – лепка из пластилина и рисование карандашами (но не фломастерами) за пару месяцев подготовит любую руку к письму. Научите ребенка писать так называемый графический диктант. На клетчатом листе под вашу диктовку ребенок должен нарисовать узор (например, вы диктуете: «клеточка вверх, вправо, две вниз, одна вправо, две вверх и т.д.»). Это упражнение развивает руку, пространственные представления, внимание и учит выполнять задания на слух. Чтобы математика стала для ребенка любимым предметом, необходимо уметь ориентироваться в числовом ряде. Нарисуйте на листе ватмана числа от 1 до 100. Десятки выделите красным. Теперь попросите ребенка загадать любое число и мысленно отметить его на числовом ряде. После чего задавайте ребенку вопросы типа: «Твое число больше 50? Меньше 20?» и т.д. Теперь поменяйтесь ролями, пусть ребенок отгадывает загаданное вами число. Кроме этого научите ребенка классификации (раскладывать предметы или картинки по сортам, что к чему подходит, придумывая различные признаки: все съедобное, все красного цвета, все большое, все острое и т.д.). Эти упражнения, которые вполне сойдут за спокойные вечерние игры, со стопроцентной гарантией создадут фундамент для успешной учебы вашего ребенка. Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школьному обучению? Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца. Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух. По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он утверждает, что деревья зимой умирают, можно вместе с ним срезать веточку и поставить в комнате. Через некоторое время на ней появятся листочки. Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например. Предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет. Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает. других одобряет и др. Особое место в подготовке детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками – грамотой, счетом, решением арифметических задач. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Важно, чтобы ребенок умел слышать звуки слова, осознавать его звуковой состав. Чтение должно быть слитным или по слогам. Побуквенное чтение затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать.Так же обстоит дело и со счетом – умение считать окажется полезным, если оно опирается на понимание математических отношений, значения числа и бесполезным, если этот навык усвоен механически. Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребенка. Как правило, родителей будущего первоклассника волнует
С помощью этого теста вы можете достаточно
1 .Часто ваш малыш заявляет о своем желании идти в
2.Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы
3. Считаете ли вы, что ваш ребенок достаточно усидчив и
4.Общителен ли ваш ребенок, как с детьми, так и с
5. Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное
6.Может ли побыть один и заняться чем-либо
7.Как относится к игрушкам и личным вещам (всегда
8.Умеет ли считать до 20 и обратно?_______ 9.Может ли сравнивать числа и предметы?______ 10.Способен ли складывать и вычитать в пределах 20?______ 11 .Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)?______ 12.Умеет ли выделять существенные признаки в
13.Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом
14.Сможет ли придумать к предложенному слову слова с
15.Умеет ли составлять рассказ по картинкам?______ 16.3нает ли буквы и умеет ли читать по слогам?______ 17.Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (С
18.Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой?_____ 19.Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?______ 20.Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или
21 .Рисунки вашего ребенка, как правило, неаккуратны,
22.Может ли без особого труда собрать разрезанную на
23.Может ли придумать слово к предложенному слову
24.Считаете ли вы, что ваш малыш нелюбознателен и
Интерпретация Соотнесите свои ответы с ключом: —если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14,
—если на вопросы 2,6,7, 17,21, 24 ответили «нет», то
Подсчитайте общее количество баллов. Если оно
20—24 балла, то поздравляем! Ваш ребенок готов к
15—19 баллов — вам следует уделить больше внимания
27 апреля 2017 в 22:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.