Планета детства

Отчёт по самообразованию "Театр как средство формирования связной речи дошкольников"

 В 2016-2017 году мною была выбрана тема по самообразованию «Театр как средство формирования связной речи дошкольников».

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка? » В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Цель моей работы была направлена на: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии связной речи детей с помощью театрализованной деятельности.

Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:

1. Изучить и обобщить литературу по проблеме использования 

театрализованной деятельности в развитии речи детей.

2. Описать формы и методы работы с детьми и родителями.

3. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;

4. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными видами театров, способствующей становлению театрализованной деятельности и развитию связной речи дошкольников.

5. Внедрить систему работы, распространение положительного опыта.

Для реализации задач и достижения цели я изучила методическую литературу: Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений; Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2009. - №7; Антипина Е.П. Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста; Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /Под ред. О.С. Ушаковой; Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Задачи речевого развития; Особенности развития связной речи; Формирование образной речи; Э. Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»; Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева " Театрализованная игры в детском саду".

Для знакомства с некоторым материалом использовала интернет – ресурсы:

 - Научный учебно-педагогический центр НУМИ-nttp/www.numi.ru.

 -Интернет сообщество «Педсовет.орг»- nttp/www.pedsovet.org.

Перед тем как приступить к планированию работы, мною были проведены беседы с детьми, подобран необходимый практический материал, оборудование.

Для развития связной речи были созданы необходимые условия, в которых каждый ребенок смог передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказали занятия по театрализованной деятельности.

Свою работу начала с организации предметно-развивающей среды. Материально-техническая и методическая база пополнялись  в течение года:

1. Вместе с ребятами изготовили конусный театр «Новогоднее приключение»;

2. Изготовила маски: «Облачко», «Тучка», «Ветерок», «Солнышко», «Журавль», «Сорока-белобока» для инсценировки сказок;

3. Вместе с родителями подготовили костюмы для театрализованного представления.

4. Пополнила театрализованный уголок картотекой «этюдов»;

5. Провела для родителей консультации.

В ходе работы по развитию связной речи с помощью театрализованной деятельности включила:

 - игры-драматизации народных сказок «Лиса и козёл», «Косолапый приходил, теремочек завалил;

 - упражнения, направленные на формирование выразительности речи «Осенние листочки», «Язычки-дразнилки»;

 - задания для развития речевой интонационной выразительности «Кошка в гости к нам пришла», «Наши эмоции»;

- театральные этюды;

- пересказ сказок;

- репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

В рамках своей работы использовала следующие приёмы:

- Чтение русских народных сказок «Снегурочка», «Лиса и козёл», «Лиса и журавль», «Красная шапочка»; чтение стихотворений, потешек, загадок о героях сказок;

- Прослушивание звукозаписей детских сказок, способствовали развитию фантазии, инициативы;

- Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам;

- Показ сказок «Лиса и журавль», «Лиса и козёл» в группе дали возможность всем детям проявить творческие способности;

- Постановка сказки «Маша и медведь» (настольный театр) развивали связную речь;

- Проведение игры с помощью настольного театра «Три медведя» закрепила умение детей самостоятельно участвовать в инсценировке сказки;

- При изучении основ актерского мастерства разыгрывали этюды: «Радость, гнев, грусть, удивление, страх», которые, учат действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга.

- Инсценировка-пантомима «Как появился дождик» способствовала развитию выразительности речи с помощью невербальных средств;

- Организация театрализованного представления «Сказка в гости к нам пришла» для детей младшего дошкольного возраста, где все участники спасали Красную Шапочку от Волка.

Перед выступлениями в сценках я организовала репетиции, на которых проводила беседы о героях, музыке, работу над сценическим воплощением сказки, пересказ детьми текста сказок. Прежде, чем драматизировать сказку, дети учились рассказывать ее по ролям, заучивая с начала с родителями дома, затем рассказывая в садике. Выразительное чтение обязательно сочетали с обыгрыванием отдельных эпизодов. Реплики, отдельные диалоги, импровизированные движения — все это способствовало развитию речи детей. Значительное место занимали упражнения — индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др. Возможны были обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала — все это уточняло идею произведения, создавало эмоциональный фон для предстоящего пересказа.

Дети в группе все разные: кто-то общительный, веселый; кто-то застенчивый, кто-то агрессивный. Для детей с различными особенностями я подбирала разные роли, сюжеты. Так агрессивным детям я предлагала роли, требующие усидчивости, умения держать себя корректно. Старалась избегать давать этим детям роли злых, недобрых персонажей.

Работа с родителями велась интенсивно. Для них мною были организованы консультации: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»; «Развитие речи детей в театрализованной деятельности»; «Развитие коммуникативных навыков дошкольников с помощью театрализованной деятельности».

Воспитательные возможности театрализованной деятельности были огромны: ее тематика неограничивалась и смогла удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети познакомились с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные мною вопросы побуждали думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний у детей активизировался словарь, усовершенствовалась звуковая культура речи.

Таким образом, проанализировав ход проведенной работы, можно сделать следующий вывод: работа велась согласно плану по самообразованию, поставленные задачи работы за отчетный период выполнены.

 

18 июня 2017 в 19:52

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.