Планета детства
Отчёт по самообразованию "Театр как средство формирования связной речи дошкольников"В 2016-2017 году мною была выбрана тема по самообразованию «Театр как средство формирования связной речи дошкольников». В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка? » В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Цель моей работы была направлена на: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии связной речи детей с помощью театрализованной деятельности. Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи: 1. Изучить и обобщить литературу по проблеме использования театрализованной деятельности в развитии речи детей. 2. Описать формы и методы работы с детьми и родителями. 3. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов; 4. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными видами театров, способствующей становлению театрализованной деятельности и развитию связной речи дошкольников. 5. Внедрить систему работы, распространение положительного опыта. Для реализации задач и достижения цели я изучила методическую литературу: Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений; Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2009. - №7; Антипина Е.П. Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста; Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /Под ред. О.С. Ушаковой; Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Задачи речевого развития; Особенности развития связной речи; Формирование образной речи; Э. Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»; Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева " Театрализованная игры в детском саду". Для знакомства с некоторым материалом использовала интернет – ресурсы: - Научный учебно-педагогический центр НУМИ-nttp/www.numi.ru. -Интернет сообщество «Педсовет.орг»- nttp/www.pedsovet.org. Перед тем как приступить к планированию работы, мною были проведены беседы с детьми, подобран необходимый практический материал, оборудование. Для развития связной речи были созданы необходимые условия, в которых каждый ребенок смог передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказали занятия по театрализованной деятельности. Свою работу начала с организации предметно-развивающей среды. Материально-техническая и методическая база пополнялись в течение года: 1. Вместе с ребятами изготовили конусный театр «Новогоднее приключение»; 2. Изготовила маски: «Облачко», «Тучка», «Ветерок», «Солнышко», «Журавль», «Сорока-белобока» для инсценировки сказок; 3. Вместе с родителями подготовили костюмы для театрализованного представления. 4. Пополнила театрализованный уголок картотекой «этюдов»; 5. Провела для родителей консультации. В ходе работы по развитию связной речи с помощью театрализованной деятельности включила: - игры-драматизации народных сказок «Лиса и козёл», «Косолапый приходил, теремочек завалил; - упражнения, направленные на формирование выразительности речи «Осенние листочки», «Язычки-дразнилки»; - задания для развития речевой интонационной выразительности «Кошка в гости к нам пришла», «Наши эмоции»; - театральные этюды; - пересказ сказок; - репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок. В рамках своей работы использовала следующие приёмы: - Чтение русских народных сказок «Снегурочка», «Лиса и козёл», «Лиса и журавль», «Красная шапочка»; чтение стихотворений, потешек, загадок о героях сказок; - Прослушивание звукозаписей детских сказок, способствовали развитию фантазии, инициативы; - Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам; - Показ сказок «Лиса и журавль», «Лиса и козёл» в группе дали возможность всем детям проявить творческие способности; - Постановка сказки «Маша и медведь» (настольный театр) развивали связную речь; - Проведение игры с помощью настольного театра «Три медведя» закрепила умение детей самостоятельно участвовать в инсценировке сказки; - При изучении основ актерского мастерства разыгрывали этюды: «Радость, гнев, грусть, удивление, страх», которые, учат действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга. - Инсценировка-пантомима «Как появился дождик» способствовала развитию выразительности речи с помощью невербальных средств; - Организация театрализованного представления «Сказка в гости к нам пришла» для детей младшего дошкольного возраста, где все участники спасали Красную Шапочку от Волка. Перед выступлениями в сценках я организовала репетиции, на которых проводила беседы о героях, музыке, работу над сценическим воплощением сказки, пересказ детьми текста сказок. Прежде, чем драматизировать сказку, дети учились рассказывать ее по ролям, заучивая с начала с родителями дома, затем рассказывая в садике. Выразительное чтение обязательно сочетали с обыгрыванием отдельных эпизодов. Реплики, отдельные диалоги, импровизированные движения — все это способствовало развитию речи детей. Значительное место занимали упражнения — индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др. Возможны были обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала — все это уточняло идею произведения, создавало эмоциональный фон для предстоящего пересказа. Дети в группе все разные: кто-то общительный, веселый; кто-то застенчивый, кто-то агрессивный. Для детей с различными особенностями я подбирала разные роли, сюжеты. Так агрессивным детям я предлагала роли, требующие усидчивости, умения держать себя корректно. Старалась избегать давать этим детям роли злых, недобрых персонажей. Работа с родителями велась интенсивно. Для них мною были организованы консультации: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»; «Развитие речи детей в театрализованной деятельности»; «Развитие коммуникативных навыков дошкольников с помощью театрализованной деятельности». Воспитательные возможности театрализованной деятельности были огромны: ее тематика неограничивалась и смогла удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети познакомились с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные мною вопросы побуждали думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний у детей активизировался словарь, усовершенствовалась звуковая культура речи. Таким образом, проанализировав ход проведенной работы, можно сделать следующий вывод: работа велась согласно плану по самообразованию, поставленные задачи работы за отчетный период выполнены.
18 июня 2017 в 19:52
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.