Планета детства

«Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута дошкольника»

1 слайд. Сегодня по отношению к детям ( в том числе с ОВЗ, инвалидностью) широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной , мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.

2 слайд. Индивидуальный подход помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальном образовательном маршруте.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется:

государственным заказом;

потребностями и запросами родителей;

индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

возможностями ДОУ;

 

3 слайд. Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

-для детей с высоким интеллектуальным развитием.

4 слайд. Цель разработки и внедрения в программу обучения образовательного маршрута - это формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие воспитанников. Последнее включает в себя основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического и других видов развития.

5 слайд. Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка должен решать задачи следующего характера:

- психолого-педагогическое сопровождение воспитанников;

- адаптации ребёнка к новым условиям;

- профилактика отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии;

- коррекции отклонений в развитии, поведении на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребёнка.

6 слайд. При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

- принцип опоры на обучаемость ребенка,

- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

- принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Т.е. воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!

- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;

- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

 

7 слайд. В структуру образовательного маршрута должны входить такие компоненты, как:

- целевой, который предполагает постановку конкретных целей, соответствующих новым стандартам;

- содержательный - систематизация образовательной деятельности;

- технологический, обуславливающий использование определенных педагогических технологий, методов и приемов;

- диагностический, определяющий комплекс диагностического инструментария;

- организационно - педагогический, определяющий условия и способы достижения поставленных целей;

- результативный, содержащий конечные результаты развития ребенка на момент перехода на школьное обучение.

8 слайд. выделяются несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута

1. Этап наблюдения. Цель этапа: выявить детей, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление по трудностям»

2. Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольника и их причины»

3. Этап конструирования. Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.

4. Этап реализации. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.

5. Этап итоговой диагностики. Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась).

9 слайд. Так как основная цель образовательного маршрута - это выявление трудностей в процессе обучения и социального развития каждого ребенка, необходимо тщательное изучение его особенностей.

1. Сбор первичной информации: изучение данных о развитии ребенка, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей;

2. Соглашение родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДО (без согласования с родителями работа не проводится);

3. Диагностические данные на ребенка: выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития;

4. Разработка индивидуального образовательного маршрута: по данным заключений в результате углубленной диагностики специалистами ДО на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем;

5. Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута: занятия с психологом, логопедом, инструктором по ФИЗО, музыкальным руководителем, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДО;

6. Рекомендации для родителей по организации индивидуальных занятий и предметной развивающей среды дома в соответствии со склонностями ребенка. Воспитатель обязан довести до сведения родителей следующие данные: - пределы норм нагрузки; - наличие в учреждении дополнительных коррекционно-развивающих программ; - содержание сути психолого-педагогической коррекции; - возможность внесения исправления в действующий образовательный маршрут.

10 слайд. Итак, индивидуальный образовательный маршрут ребёнка имеет следующую структуру:

- пояснительная записка;

- общие сведения о ребёнке;

- психолого-медико-педагогическая характеристика с заключением педагогов и специалистов ПМПк;

- возможные риски и сбои при реализации индивидуального образовательного маршрута;

- содержание работы с ребенком с ограниченными возможностями;

- планируемые результаты;

- направление коррекционной работы;

- модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса;

- индивидуальный план  психолого-медико-педагогического сопровождения  ребенка с ОВЗ.

 

11 слайд. Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу 

23 ноября 2019 в 23:27

Прикреплённые файлы:

Документ: «Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута дошкольника»

Описание файла:

Файл называется: 3-3-programa-individualnogo-soprovozhdenija-razvitija-rebyonka-s-ovz-dushkina_jflv2.pptx

Это официальный файл организации «Планета детства», в нём содержится «Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута дошкольника».

Размер файла: 0,08 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.