Планета детства
«Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута дошкольника»1 слайд. Сегодня по отношению к детям ( в том числе с ОВЗ, инвалидностью) широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной , мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия. 2 слайд. Индивидуальный подход помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальном образовательном маршруте. Индивидуальный образовательный маршрут определяется: государственным заказом; потребностями и запросами родителей; индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников; возможностями ДОУ;
3 слайд. Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются: - для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; - для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. -для детей с высоким интеллектуальным развитием. 4 слайд. Цель разработки и внедрения в программу обучения образовательного маршрута - это формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие воспитанников. Последнее включает в себя основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического и других видов развития. 5 слайд. Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка должен решать задачи следующего характера: - психолого-педагогическое сопровождение воспитанников; - адаптации ребёнка к новым условиям; - профилактика отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии; - коррекции отклонений в развитии, поведении на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребёнка. 6 слайд. При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы: - принцип опоры на обучаемость ребенка, - принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. - принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Т.е. воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка! - принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ; - принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. - принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка. - принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
7 слайд. В структуру образовательного маршрута должны входить такие компоненты, как: - целевой, который предполагает постановку конкретных целей, соответствующих новым стандартам; - содержательный - систематизация образовательной деятельности; - технологический, обуславливающий использование определенных педагогических технологий, методов и приемов; - диагностический, определяющий комплекс диагностического инструментария; - организационно - педагогический, определяющий условия и способы достижения поставленных целей; - результативный, содержащий конечные результаты развития ребенка на момент перехода на школьное обучение. 8 слайд. выделяются несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута 1. Этап наблюдения. Цель этапа: выявить детей, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление по трудностям» 2. Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольника и их причины» 3. Этап конструирования. Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. 4. Этап реализации. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников. 5. Этап итоговой диагностики. Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). 9 слайд. Так как основная цель образовательного маршрута - это выявление трудностей в процессе обучения и социального развития каждого ребенка, необходимо тщательное изучение его особенностей. 1. Сбор первичной информации: изучение данных о развитии ребенка, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей; 2. Соглашение родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДО (без согласования с родителями работа не проводится); 3. Диагностические данные на ребенка: выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития; 4. Разработка индивидуального образовательного маршрута: по данным заключений в результате углубленной диагностики специалистами ДО на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем; 5. Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута: занятия с психологом, логопедом, инструктором по ФИЗО, музыкальным руководителем, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДО; 6. Рекомендации для родителей по организации индивидуальных занятий и предметной развивающей среды дома в соответствии со склонностями ребенка. Воспитатель обязан довести до сведения родителей следующие данные: - пределы норм нагрузки; - наличие в учреждении дополнительных коррекционно-развивающих программ; - содержание сути психолого-педагогической коррекции; - возможность внесения исправления в действующий образовательный маршрут. 10 слайд. Итак, индивидуальный образовательный маршрут ребёнка имеет следующую структуру: - пояснительная записка; - общие сведения о ребёнке; - психолого-медико-педагогическая характеристика с заключением педагогов и специалистов ПМПк; - возможные риски и сбои при реализации индивидуального образовательного маршрута; - содержание работы с ребенком с ограниченными возможностями; - планируемые результаты; - направление коррекционной работы; - модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса; - индивидуальный план психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
11 слайд. Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу 23 ноября 2019 в 23:27
Прикреплённые файлы:Документ: «Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута дошкольника» Описание файла:Файл называется: 3-3-programa-individualnogo-soprovozhdenija-razvitija-rebyonka-s-ovz-dushkina_jflv2.pptx Это официальный файл организации «Планета детства», в нём содержится «Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута дошкольника». Размер файла: 0,08 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.