Планета детства

«Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников»

Слайд 2

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников.

Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.

Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы), и обеспечивают его реализацию в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми Донского края.

Слайд 3

• Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Слайд 4

• В соответствии с пунктом 2.6.ФГОС ДО, содержание  образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование  готовности к совместной деятельности со сверстниками,

• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.

Слайд 5

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

• 1. Ознакомление дошкольников  с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.

• 2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода  от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.

• 3. Деятельный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного посёлка, когда  дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.

• 4. Взаимодействие с родителями.

• 5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);

• 6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.

Слайд 6

Для эффективной реализации регионального компонента для социализации дошкольников необходим так же ряд педагогических условий:

• Создание культурно-развивающей среды в ДОУ

• Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования

• Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума (Осуществляя  работу по региональному компоненту, стараться  больше узнать  о культурных, исторических, природных, этнографических особенностях региона и рассказывать  об этом дошкольникам в разных видах образовательной  деятельности, во время прогулок и экскурсий по родному посёлку,  в ходе посещений музея, сельской библиотеки, СОШ №2, МАУК КДЦ)

• Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность (Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День смеха и др. Приобщаем детей к русской праздничной культуре. Отмечаем государственные праздники (День России, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы и др.); организуем празднование дней рождения детей группы, содействуем созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирующей чувство любви к близким, привязанности к сверстникам.)

• Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи Поддержка со стороны родителей  имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.

Слайд 7

В соответствии  с одним из принципов ФГОС -  учетом этнокультурной ситуации развития детей  должен быть переработан и систематизирован материал  по  нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему «Ознакомление детей с историей и культурой Донского края» (конспекты праздников, развлечений,  образовательных ситуаций, методические рекомендации,  проекты, календарно-тематическое планирование и т. д.).

Это позволит:

• - развивать  у дошкольников интерес к прошлому и настоящему Донского края;

• - формировать у них представления о семье, доме, улице, экологической культуре;

• - приобщать к истокам народного творчества;

• - воспитывать чувство гордости за свою малую Родину

Слайд 8

Для обеспечения образовательного процесса по региональному компоненту в группе широко используем предметно-пространственную развивающую среду. 

• Важно для обеспечения реализации регионального компонента создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

• Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине можно путем создания центра краеведения в группе, мини-музеев, патриотических уголков. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине. 

• В группе оформлен патриотический уголок. Содержание уголка подобрано в соответствии с требованиями ФГОС ДО, региональным компонентом («Донское казачество», «Ростов – главный город Донского края», «Наш посёлок», «Памятные места» и др.) и включает в себя подборку иллюстраций, альбомы, методическую, краеведческую, художественную литературу, наборы, открыток, фотографии и т. д.

Слайд 9

Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:

• Приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;

• Овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;

• Определяет свою социальную роль; 

• Имеет элементарные представления об истории родного посёлка, его достопримечательностях;

• Обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;

• Учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности;

• Приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;

• Развивает самостоятельность, творчество, инициативность;

Слайд 10

Вывод: таким образом, реализация регионального компонента в социально-коммуникативном развитии дошкольников, построенная в системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС:

• - ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

• -различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

• -обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Слайд 11

Спасибо за внимание!

23 ноября 2019 в 23:32

Прикреплённые файлы:

Документ: «Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников»

Описание файла:

Файл называется: -ispolzovanie-regionalnogo-komponenta-kak-odnogo-iz-sredstv-socializaci-doshkolnikov_jflv2.pptx

Это официальный файл организации «Планета детства», в нём содержится «Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников».

Размер файла: 0,09 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.